^Наверх
Написать нам
Ваше имя* E-mail* Телефон Сообщение* Введите текст на картинке *
+7 (495) 788 34 81 Обратный звонок
13
banner_lpm_es2015_itogi.jpgbanner_lpm_enes2015_itogi.jpgLPM RT 1-3Kbanner_lpm_expokomm2015_itogi.gif
  1. Чьей продукции Вы доверяете больше всего?
    Германия  
     15%
    Скандинавы  
     12%
    Англия  
     12%
    США  
     12%
    Италия  
     11%
    Китай  
     11%
    Россия  
     10%
    Франция  
     9%
    Япония  
     8%

EATON определяет уровень надежности дата-центра

1 Ноября 2016
data_сenter.jpg
   
Важнейшим показателем надежности дата-центра является отказоустойчивость. Международные организации разработали типовые рекомендации, позволяющие клиентам подобрать ЦОДы, отвечающие требованиям по этому параметру. С целью повышения не только отказоустойчивости, но и катастрофоустойчивости некоторые компании создают географически распределенную сеть дата-центров, а другие игроки заключают между собой договоры о взаимном резервировании данных.

Отказоустойчивость определяет уровень надежности дата-центра. В свою очередь, отказоустойчивость ЦОДа во многом зависит от показателей доступности и надежности его инженерной и ИТ-инфраструктуры, а также от степени защищенности данных. 

Для обеспечения отказоустойчивости необходимо организовать резервирование каждой системы или ее компонентов, чтобы в случае их выхода из строя резервный элемент выполнил функции неисправного, а линии связи и электроснабжения дублируются и разводятся по разным маршрутам. 

Всегда требуй «да»

Основным критерием отказоустойчивости для заказчиков является минимальное время простоя оборудования, которое напрямую влияет на непрерывность бизнеса. В компаниях, где информационные технологии являются конкурентным преимуществом, а ключевые операционные процессы – составной частью ИТ-инфраструктуры, любые простои ведут к финансовым потерям, которые могут исчисляться шести- и семизначными цифрами. 

Некоторые компании предпочитают строить собственные ЦОДы. Директор департамента развития сетей и платформ ОАО «Московская телекоммуникационная корпорация («КОМКОР», торговая марка «АКАДО Телеком») Илья Астахов отмечает, что, как правило, этим занимаются самые крупные игроки рынка. Для остальных компаний более рациональным и экономически выгодным является использование возможностей стороннего дата-центра, качество услуг которого соответствует их требованиям. «Создать надежное отказоустойчивое решение в комплексе с системами информационной безопасности под силу только компании, для которой владение ЦОДом является основным бизнесом», – уверен Илья Астахов. 

Менеджер по продукции направления «Качественное электропитание» компании Eaton в России Сергей Амелькин убежден, что единого показателя надежности, актуального для любого дата-центра, не существует и, чтобы его определить, нужно учитывать множество факторов

Старший эксперт отдела развития инфраструктуры ЦОДов и тестовых сред ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) Роман Петрухин сообщил корреспондент у «Стандарта», что одним из главных условий заказчиков является уровень доступности инженерных систем и телекоммуникационных сервисов с суммарным временем отказов не более 1,6 часа в год. Это соответствует категории отказоустойчивости ЦОДа Tier III по классификации Uptime Institute. Требование касается как архитектурных особенностей систем ЦОДа, так и организационной составляющей: наличия круглосуточной инженерной дежурной смены, охраны, контрактов с поставщиками топлива для дизель-электростанций и многого другого. 

В разных корзинах 

Обеспечение отказоустойчивости традиционно подразумевает резервирование всех систем внутри дата-центра. Руководитель ЦОДа Linxdatacenter ООО «Связь ВСД» Тарас Чирков подчеркивает, что в случае угрозы какого-либо внешнего воздействия на ЦОД, например стихийного бедствия, речь должна идти о катастрофоустойчивости и репликации на уровне нескольких дата- центров, однако данный аспект никак не стандартизирован, и необходимость организации такого решения определяется заказчиком в зависимости от его потребностей. 

Начальник отдела корпоративных систем дирекции инфраструктурных и телекоммуникационных решений ЗАО «Астерос» Дмитрий Крупнин отмечает, что в ряде случаев размещение компонентов вычислительной инфраструктуры в дата-центрах, разнесенных по разным регионам, недопустимо в принципе – например, из-за качества каналов связи, требований внутренней безопасности или специфики работы сервисов. 

Директор ЦОДа «Трас тИнфо» ООО «Сервионика» (ГК «Ай-Теко») Михаил Луковников заявляет, что современные ЦОДы обладают высочайшим уровнем доступности и отказоустойчивости, однако существуют факторы, способные повлиять на предоставление сервисов из ЦОДа, расположенного в конкретном месте. По его мнению, использование второй площадки существенно увеличивает отказоустойчивость сервисов, но приводит к значительному росту стоимости решения для клиента. «Если д ля бизнеса заказчика критична и недопустима приостановка предоставле-ния сервисов, то наличие нескольких площадок, которые могут обеспечить их работ у и обладают актуальным набором данных, – абсолютно правильное решение», – утверждает Михаил Луковников. 

Облачные вычисления и распределенность ЦОДов по разным регионам России позволяют не только повысить отказоустойчивость, но и снизить эксплуатационные расходы на электроэнергию. Руководитель направления ЦОД подразделения MCIS компании Delta Electronics в регионе EMEA Дмитрий Гуляев приводит пример, когда вычисления для Московского региона днем могут производиться в дата-центре, размещенном там, где в это время ночь, тем самым позволяя пользоваться более дешевым ночным тарифом на электроэнергию. Такая территориальная схема зачастую применяется в государственных структурах. 

ПАО «Ростелеком» обладает развитой сетью распределенных ЦОДов, способной обеспечить полное резервирование клиентских данных. «Тем не менее по требованиям клиентов в отдельных случаях мы сотрудничаем с другими поставщиками для целей резервирования. Также достаточно часто наши мощности используются как резервные для корпоративных ЦОДов», – говорит начальник отдела управления внедрением и сопровождением решений ПАО «Ростелеком» Валерий Гущин. 

Стандартные схемы 

Универсальным инструментом для оценки отказоустойчивости дата-центра является классификация Uptime Institute, которая устанавливает четыре уровня надежности ЦОДов – Tier I, Tier II, Tier III и Tier IV, – отражающие разную зависимость бизнеса от ИТ-процессов. Каждому уровню соответствует набор технологических требований, в част-ности к отказоустойчивости. Она определяется несколькими параметрами: длительностью простоя дата-центра за год, его доступностью, планируемыми остановками, возможностью обслуживания без отключения, оптимальным уровнем загрузки оборудования и максимальным количеством аварий за год. 

Чем сильнее доходы компании зависят от ИТ, тем выше буду т ее требования к отказоустойчивости и надежности ЦОДа. «Например, владельцы небольших интернет-сайтов скорее предпочтут ЦОДы Tier I и II. Д ля них гарантии безостановочности бизнеса менее значимы, чем для крупных интернет-проектов – известных поисковых систем, пор-талов операторов сотовой связи, ресурсов информагентств, для которых простой даже в 20 25 мину т в течение года может обернуться огромными убытками. Крупные игроки делают выбор в пользу ЦОДов Tier III и IV», – говорит технический директор телекоммуникационной компании Caravan. 

Генеральный директор дата-центра BSTelecom ООО «Компания «БС-Телеком» Павел Кулаков отмечает, что большинство клиентов предъявляют требования на соответствие стандарт у Tier III. Это предполагает наличие у дата-центра отдельно стоящего здания и периметра безопасности, подключение площадки посредством двух городских энерговводов от разных подстанций. Инженерная инфраструктура должна соответствовать схемам резервирования N+1 (к N единицам оборудования добавляется одна резервная) и 2N (каждая единица оборудования дублируется) для различных систем с показателями надежности на уровне 99,982 %.

Uptime Institute формирует лишь общие требования к проектированию, строительству и эксплуатации площадки. Павел Кулаков обращает внимание, что для заказчика это необходимое, но не достаточное условие для размещения и хранения данных в том или ином коммерческом дата-центре. Он поясняет, что в зависимости от задачи, реализуе-мой клиентом, акцент делается на дополнительные параметры: например, наличие нескольких магистральных интернет-стыков, помещений для круглосуточного размещения персонала и даже близость к метро. 

Требования к отказоустойчивости дата-центров определяются не только рекомендациями Uptime Institute. Параллельно существует стандарт ANSI TIA/EIA-942 (TIA-942), разработанный и утвержденный комитетами American National Standards Institute (ANSI), Telecommunications Industry Association (TIA) и Electronics Industry Association (EIA), который содержит рекомендации по созданию инженерных систем для достижения отказоустойчивости, а также регламентирует условия размещения ЦОДа на местности во избежание чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Однако не все участники рынка считают целесообразным ориентироваться только на стандарты, разработанные зарубежными организациями. 

«Единых стандартов нет, и говорить можно разве что о лучшей практике», – заявляет менеджер по продукции направления «Качественное электропитание» компании Eaton в России Сергей Амелькин. По его словам, единого показателя надежности, актуального для любого варианта дата-центра, не существует и, чтобы его определить, нужно у читывать множество фак торов.

В конце 2013 года несколько участников российского рынка дата-центров создали Ассоциацию участников отрасли центров об-работки данных, одной из основных целей которой должно было с тать формирование системы национальных отраслевых стандартов в области строительства и эксплуатации ЦОДов. 14 сентября 2014 года Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) издало приказ №1333 «О создании технического комитета по стандартизации «Центры обработки данных». Данный комитет ( ТК120) был создан на базе Ассоциации. Но он в первую очередь фокусируется на стандартизации процессов создания ЦОДов, а разработкой отечественных стандартов отказоустойчивости дата-центров в ближайшем будущем.

С перламутровыми пуговицами 

Для оценки отказоустойчивости ЦОДа большинству потенциальных клиентов достаточно данных, подтверждающих соответствие стандарт у Uptime Institute. Но, по опыт у Дмитрия Канаева, некоторые организации с развитой ИТ-инфраструктурой мог у т предъявлять и более высокие требования к надежности дата-центра. Это выражается, например, в необходимости организовать мониторинг зоны размещения оборудования, видеонаблюдение или многоуровневый контроль доступа к ней, обеспечить несколько недорогих каналов доступа от независимых провайдеров или создать в зале ЦОДа отдельное помещение под стойки с независимым инженерным комплексом. 

Зачастую в технических заданиях от клиентов появляются требования к отказоустойчивости по уровню Tier II+ или Tier III++. Это дополнительные требования заказчиков, которые опираются на с тандарты Uptime Institute. Юрий Гурковский из ГК «ЛАНИТ» поясняет, что знаки «плюс» в данном случае означают мелкие улучшения, которые, иногда вопреки ожиданиям клиента, никак не влияют на отказоустойчивость. 

По мнению Михаила Луковникова из ГК «Ай-Теко», заказчики понимают, что завышенные требования приводят к существенному увеличению затрат. Каждая девятка после запятой в характеристике отказоустойчивости приводит к увеличению затрат на порядок. «В большинстве случаев мы имеем дело с обоснованными требованиями для каждого конкретного случая. Иногда они очень специфические, но так или иначе имеют под собой основание», – говорит он. 
Валерий Гущин из «Ростелекома» полагает, что стремление клиента к повышенному уровню отказоустойчивости час то возникает в отрыве от вопросов стоимости. Как только уровни обслуживания различаются по цене, заказчик понижает первоначальные требования. 

Если компания требует технически и организационно невозможного – предоставить высокую надежность по низкой стоимости – и получает это, значит, ЦОД или лукавит, или ведет демпинговую политику, которая рано или поздно заканчивается», – заверяет Игорь Ситников из «Мирана».

СТАНДАРТ | Деловой журнал о связи и вещании в России и мире | №10 (153) октябрь 2015

Предыдущая новость

20 Октября 2016 Eaton и Nissan как cредство сбережения
Лучшая демонстрация того, что смогли сделать инженеры компаний Nissan и Eaton за последние годы. Автомобиль как часть городской энергосистемы, батареи, которые служат по 20 лет, освещая дома и офисы, независимость от энергокомпаний — это уже не фантастика

Следующая новость

17 Ноября 2016 Важнейшее звено, связывающее Eaton и заказчика
На вопросы издательства DailyComm отвечает Максимом Рубаненко, директор по продажам, направление "Качественное электропитание" Eaton в России. Мы стремимся к росту здесь за счет комплексного подхода к реализации проектов, используем всё разнообразие продуктовой линейки

назад к списку новостей

Рекомендуем